Автоматизация пошла в гору: цифровые решения в ГМК на форуме МАЙНЕКС Россия-2017




Архив новостей















Новости / Аналитика / Автоматизация пошла в гору: цифровые решения в ГМК сверху форуме МАЙНЕКС Россия-2017

23.10.2017

На сессии «Информатизация и автономизация разведки, добычи и переработки ТПИ – новые решения» в рамках форума МАЙНЕКС (матушка-)Русь-2017 докладчики рассказали о том, на каких именно участках автоматизация может вылепить работу горного предприятия более дешевой, точной и безопасной.

Анкетирование, проведенный перед началом сессии, показал, что, по мнению аудитории, каждое конкретное фирма в России автоматизировано на приличном уровне, но в целом круг «в среднем» отстает.
Гендиректор AGR Softwarе Ростислав Билик рассказал о последних изменениях в программном продукте компании, которые симпатия внедряла в разных странах (более 80 месторождений).

Главный резон программы – сделать геологическую отчетность более прозрачной и информативной вслед счет автоматизации процессов в геологоразведке и добыче. Последние разработки компании связаны с тем, (для того не только собирать информацию, но и представлять ее в виде, понятном высшему менеджменту.
AGR – гранильник для аутсорсинга, он используется для разведочного и эксплуатационного  бурения и геосопровождения. По-прежнему всего – в сфере контроля над подрядчиками по ключевым параметрам (численность пробуренных метров, количество отправленных и полученных проб и т.д.).

В программе предусмотрена конкретизация причин события (например, простоя буровых станков), доступ онлайн, смс-уведомления в случаях, иным часом те или иные события вышли за запланированные границы, а также подготовка отчетности для компании и госструктур.

Программа устанавливается у заказчика и подрядчика. Набор и внедрение программы у заказчика занимает около трех недель (надлежит установить и настроить шаблоны), у подрядчика – еще меньше. Схема работы: рядчик заполняет предложенные шаблоны и отправляет файл заказчику, который использует его к обновления своих баз данных.

Из-за того, что-то в 2013 году затраты на геологоразведку сократились примерно трижды (с $20 млрд до $7 млрд), компании стараются максимально затягивать потуже ремень, поэтому приоритет отдается экономным инструментам. С AGR подрядчик может пользоваться «сервисную» схему оплаты: платить только за предоставленную услугу (может (пре)бывать интересна для сезонных работ).

Модератор сессии, ведущий советник CSA Global Алексей Цой поинтересовался, что препятствует внедрению новых технологий. Хозяин Билик признал, что главная причина – страх ответственности и того, как будто «что-то пойдет не так»: «Поэтому мы видим, будто решения должны быть максимально легкими, требовать минимальных вложений».  В идеале – суммарно не требовать капвложений: оплачиваться должна только «используемая услуга».

Управляющий по развитию «ВИСТ Групп» Дмитрий Клебанов рассказал относительный автоматизации горных работ (создании цифрового горного предприятия). Числом его словам, Россия уже прошла уровень базовой автоматизации: получи крупных предприятиях используются системы диспетчеризации автотранспорта, контроля состояния техники, управления промбезопасности, геомеханического контроля.

Условно Димуся Клебанов предложил разделить автоматизацию на пять уровней: зачинщик уровень – установка датчиков сбора информации о состоянии транспорта. Второстепенный – автоматическая диспетчеризация горной техники. Третий – управление качеством. Позднее можно говорить о промбезопасности, а пятый уровень – роботизация. «Невозможно бросать о роботизации и прогнозной аналитике, если нет сбора информации», - держу пари он.
Сейчас система автоматизации используется разрозненно. Например, для того управления буро-взрывными работами используется система высокоточной навигации и контроля бурения, как позволяет, в частности, расширить сетку бурения за счет лучшего качества контроля и выгадать. Ant. потратить до 30% затрат. Но если понимать, за конто чего идут потери времени и денег на каждом участке работ, годится. Ant. нельзя переходить к комплексной оптимизации.

На участке горного транспорта одна с самых эффективных мер – система диспетчеризации. Она используется сиречь для авто-, так и для железнодорожного транспорта. Совмещение ее с контролем качества кварцита, по мнению докладчика, дает возможность выровнять качество кварцита, регулируя отправку на рудный двор самосвалов с рудой определенного качества. Эклектизм систем диспетчеризации с геомеханическим контролем позволяет более точно синтезировать технику с опасного участка работ буквально за несколько часов по опасного события.
На предприятии должен быть единый основание управления, где собиралась бы информация по текущей работе и сверялась с вкратце- и среднесрочными планами, посоветовал господин Клебанов. Внедрение технологий само объединение себе ничего не дает, если нет организационных изменений (кадровых, стратегических и т.д.).

Содокладчик представил концепцию своей группы компаний по созданию цифрового предприятия. В целях этого необходимо принятие стратегии, разработка пилотных инициатив, интрузия аналитики и систем прогнозирования и, в итоге, создание цифровой экосистемы, «где гоминиды будут понимать, в каком предприятии они будут дальше работать».

Глава Клебанов привел несколько примеров успешной автоматизации. Так, СУЭК – одна изо немногих компаний, которая снизила LTIFR в 2,5 раза, в томик числе – за счет автоматизации (например, электронной выдачи нарядов). «Северсталь Ресурс» интегрировала заведывание горнотранспортным комплексом в уровень управления предприятием с различными модулями ERP. В результате по сей день поломки фиксируются сразу в системе ERP. Преимущество такой системы - средство исключить «различные источники правды» у каждой службы, когда отгадка о том, какую цифру показывать менеджменту, решается коллегиально. Подобные решения унич и у СУЭК: любое списание топлива на конкретном разрезе никак не может быть одобрено, если цифра отличается от данных системы диспетчеризации более всего, чем на несколько процентов. Если это происходит, финдиректор предприятия пишет весточка на имя корпоративного финдиректора.

После доклада Алексей Цой ещё (раз) поинтересовался, что мешает внедрению новых технологий. Дмитрий Клебанов отметил, аюшки? ничего принципиально не мешает, но многие действительно опасаются значительных капзатрат: «Нет такого, словно отрасль хочет, но не может. Кто хочет – движется ранее, насколько ему позволяет ситуация».

Второй вопрос касался времени внедрения диспетчеризации, исходя с реальной практики. По словам Дмитрия Клебанова, на сие требуется около 7-12 месяцев. Первые 2-3 месяца – разбирание бизнес-процессов и техпроект, затем 4-5 месяцев – поставка и отрегулировка, и еще несколько месяцев – обучение персонала и контроль. Поддержка может водиться организована различным способом: может быть «свой» человек, а может вестись аутсорсинговый контракт на техподдержку и сервис.

Еще один вопросик касался невозможности установить на БелАЗах некоторые датчики. Содокладчик признал, что ряд параметров, связанных с работой двигателя, нет возможности отследить из-за конструкции двигателя: датчики просто неоткуда закрепить. Однако можно контролировать загрузку, давление и температуру в шинах, натиск в подвесках.

Руководитель по продажам в подразделении DMT по горному консалтингу и проектированию Алёка Шалашинский рассказал о возможностях индустрии 4.0 для поточного транспорта. Традиционно получай ленточных конвейерах используются датчики веса. Но сами они (в одинаковой степени как и бункеры, склады и вагоны) ограничены по весу. Узловой вопрос – а правильно ли – измерять вес? Тем более, кое-что датчики сложны в эксплуатации, а при неправильном использовании они и вконец показывают неверные данные. Еще одна проблема – интеграция данных оборудования через разных поставщиков. Иногда проблема решается тем, что поставщики открывают коды возле поставке, но в некоторых случаях они этого не делают.

Одно с решений проблемы – радарный датчик, который оснащен объемным сканером (меряет кубатура горной массы на конвейерах), датчиком скорости движения ленты и датчиком положения ленты нате роликах. Оборудование поставляется со встроенным ПО. Подобное приспособления есть для бункеров и дробилок, так что можно связать его в систему, и оно может взаимодействовать самостоятельно, т.е. стать примером «интернета вещей».
Опора преимущество метода, по словам Алексея Шалашинского, заключается в часть, что у радара длина волны – около 4 мм, тогда точно у лазера – несколько мкм. Из-за короткой длины волны лазер захватывает беда сколько помех (пар, пыль и т.д.), выдавая их за «материал». Радиолокатор их игнорирует.

Компания Talсo Solutions (бывшее подразделение DMT) разработала совместно с DMT решение по работе с большими данными. Оно состоит с трех модулей. Первый - мониторинг оборудования: данные объединяются и представляются в понятном виде. Второстепенный модуль – диагностика для пошаговых решений по корректировке неисправностей и оптимизации. Незаинтересованный модуль – KPI. На примере австралийского порта Алексей Шалашинский показал, как будто улучшение пропускной способности на 3% дало эффект в 5-11% возможно ли около 10 млн австралийских долларов в год. Само заключение обошлось примерно в 1 млн австралийских долларов.

Директор по продажам и маркетингу Scania Свен-Благородный предводитель Густафссон рассказал об оптимизации внутрикарьерных перевозок. Он заверил, что-нибудь горная техника Scania может помочь сэкономить и сделать работу предприятия паче эффективной. Для этого же используются и тренинги для работников. Поэтому он привел примеры работы грузовиков в различных климатических зонах, с высокогорья до тропиков, чтобы продемонстрировать пределы их возможностей. Дьявол также пообещал, что Scania может собрать для клиента, подобно ((тому) как) из конструктора Лего, любую компоновку автомобиля в зависимости с потребностей. Следующий шаг в развитии карьерного транспорта – самосвалы сверх водителя, чья производительность вырастет, предположительно, на 25%.

Директор ООО «Системы во (избежание микроскопии и анализа» Владимир Шкловер начал с того, что непременным элементом автоматизированного предприятия должны водиться лабораторные исследования, позволяющие получать информацию быстро, качественно и беспричинно от человеческого фактора. Системы, которые предлагает компания, позволяют ввести наличие и распределение благородных металлов, определять попутные компоненты и примеси, производить анализ хвосты и техногенные отвалы. Главное же – система помогает схватывать объемную модель распределения полезных ископаемых даже при малых концентрациях.

Методика может быть использована и при разведочном бурении, и при горных работах. Методика апробируется в стационарной лаборатории и в полевых условиях. Прибор максимально автоматизирован, его может испол персонал со средним уровнем квалификации. По керну хоть получить информацию для литологического описания или для характеристик механических свойств породы.
Саиб Шкловер рассказал о проверке метода на стандартных образцах, которые были вставлены в самопальный керн. Исследование показало минеральный состав, также была выполнена гранулометрия, было локализовано мечта не только внутри зерна, но и частицы самородного золота в пробе. Их посчастливилось «увидеть глазами» и подтвердить другими методами анализа.

Владимир Шкловер в свой черед рассказал об анализе пробы (песка) на редкие поместья. Методом автоматической минералогии были определены все минералы, их разбор и количество, определены редкие земли в определенном минерале. Данные были подтверждены другими методами и в независимой лаборатории.
Третья повествование была о том, как метод компьютерной томографии позволил отчленить высокоплотные зоны и провести в них дополнительный анализ методом рентгеновской флуоресценции. Их сочленение позволило, не разрушая образец, выявить концентрации благородных металлов.

Тоже лаборатория позволяет анализировать углерод, его распределение и свойства, во, в золотосодержащих породах, и анализировать смачиваемость: эти знания полезны для того техрегламента флотации.
Наконец, использование технологий компаний позволяет владельцу подстраховать цифровую копию керна, даже если реальный образец был перемолот разве утерян. «А это важная составляющая инфраструктуры цифрового рудника, о котором неотлагательно говорится», - подытожил Владимир Шкловер.

Геолог «Аранз Гео» Артюша Брусенцов выделил три проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются геологические здание. Первая проблема – разрозненные данные. Вторая – ограниченное взаимодействие. Третья – администрация геологическими и ресурсными моделями.

Первая проблема проявляется в том, что-то данные записываются в разных форматах, используются портативные накопители, удаленные и локальные носители. В результате возникает бодяга с обновлениями и резервным копированием. Данные теряются, нужны деньги получи и распишись их обновление, отсюда риски утечки информации и проблемы с репутацией компании. Политики точно по обращению с данными не помогают: они хорошо работают возьми начальном уровне, но когда данные становятся моделью, они выходят из-за рамки протоколов.

Вторая проблема возникает потому, что у людей видоизмененный опыт, они находятся в разных местах, у них разные дело, а главное – из-за замедленного обмена информацией.

Третья переделка возникает потому, что после создания геологической или ресурсной модели компании стремятся ее спасти, поэтому возникает нехватка знаний и информации.

Для того, дай тебе решить эту проблему, компания разработала продукт Leapfrog Central – систему в (видах управления моделью в безопасной среде с разными уровнями доступами. Дозволяется видеть историю создания модели и использовать последние данные, с намерением принимать стратегические решения. Развернуть программу можно как бери собственных серверах компании, так и в облаке.

Инженер по продажам ООО «Хауден» Дионису принадлежащий Нарожный рассказал об информационных системах по управлению проветриванием. Сверху него уходит до 75% энергопотребления подземного рудника. Видно, все идеи по энергоэффективности напрямую будут связаны с системами вентиляции.

Получи систему влияют метод добычи, оборудование, климатические условия, наличность газов и взвесей, нормативные акты, принятые в той или другой стране. Кроме первого фактора, прочие факторы изменчивы. В рассуждении сего главное – правильно учесть динамику при проектировании системы управлении. А зачастую для проектирования используются ручные (статичные) формулы расчетов. Сильная сторона работа трудоемкая, не всегда точная, не учитывающая динамику, методы контроля, мониторинга, подсчеты (в том числе – по базовому и наихудшему сценарию), энергоэффективность и экономическую кпд.

Компания предлагает собственный вариант решения проблемы: она объединяет оптимизацию, имитация и управление. Система создает 3D-модель, в ней есть готовые алгоритмы с учетом «вентиляции точно по потребностям». Интерфейс, как заверил господин Нарожный, понятен и прост про персонала, принимающего решения по проветриванию. Система развертывается ровно сеть шкафов связи, связанных контроллерами, которые соединяются с датчиками и вентиляторами. К яруча подключаются системы позиционирования и wi-fi.

Решение уже используется: руднику Элеонор (входит в GoldCorp, расположен в Канаде) следовать счет нее удалось снизить потребление пропана для обогрева для 43%, на 56% снизить энергопотребление вентиляторов местного проветривания и получай 73% - главного проветривания. В сумме – экономия около $4,5 млн в годок при затратах около $700 тыс (окупаемость – несколько месяцев).

К тому же один пример – регулирование вентиляцией при взрывных работах. Его действие позволило сократить время проветривания после взрывных работ держи два часа три раза в день. «В результате оказалась сэкономленной примерно целая смена», - объяснил выгоду докладчик.

После доклада Вотан из слушателей поинтересовался, есть ли ограничения по оборудованию. Нате это господин Нарожный ответил, что система может коптеть с различным оборудованием. На вопрос о возможностях разворачивания системы с учетом российского законодательства, некто отметил, что на рудниках ограничений нет, на угольных разрезах – упихивать.



Подробнее о мероприятии:

Читайте новости Каталога Минералов на Яндекс

новости из рубрики Аналитика